воскресенье, 11 сентября 2011 г.

Новые годы. Экзистенциализма и нежных детских воспоминаний псто



...в постперестроечное время во дворе в футбол гонял,
потом в "сегу" рубал, а потом - детство гудбай,
как говорится прости-прощай, иногда огребаю по щщам,
но и товарищ Ленин бывало получал в таблень.
Жить не ново, как говорится.
Короче нам всем разок-другой разбивали лица.
Горячее сердце и холодный ум встретишь редко.
Метко в урну выкинул сигаретку.
Мои штанишки поуже, чем у некоторых. Люблю дома поужинать,
бухать вполне завязал, и ориентируюсь на ЗОЖ.
Ценю правило: не твое - не трожь..."
Бухенвальд Флава - Резюме

Я знаю 2 способа начинать "новую жизнь".
Ну, не считая понедельника, конечно.

Часть, самая большая часть людей, преисполненная намерений и стремлений "все изменить" просыпается 1 января.
И с 1 января якобы начинает "все заново".

Другая часть, меньшая, начинает ощущать необходимость перейти на "новый уровень" в канун своего Дня Рождения.
Дескать, новый этап, пора бросать старые глупости и начинать вершить серьезные, действительно важные дела, соответствующие возрасту и статусу.

Ну а некоторым просто насрать на все это, лишь бы кошелка сходила за пивом и не мешала смотреть футбол.

Для меня же "Новый год" наступает 1 сентября.
И дело не в до-Петровских традициях.
Дело в советской системе школьного образования.

Так уж случилось, что 1 сентября 1993 года я пошел в первый "В" класс средней общеобразовательной школы №54 сэстетическим уклоном.
Так ознаменовалось начало моей более-менее вменяемой жизни.
Потом было 1 сентября 1994 года, 1 сентября 1995 года, и еще много-много первых сентября.
Каждое из которых открывало передо мной новые "двери" и новые вехи.
И за 10 лет это настолько вошло в привычку, а в ВУЗе лишь закрепилось, что и теперь лето для меня - каникулы, весна - время подведения итогов, зима - период плодотворной напряженной работы, а осень...
а осень - это новое начало.

Период: 1 сентября 1993 г. ... 1 сентября 1994 г.
Значимость Школа №54. 1 "в" класс. В школу брать меня не хотели. Ни в одну.
Спустя 10 лет "забраковавший" меня психолог жала мне руку и,
смахивая скупую слезу, говорила дежурные фразы о том какой я умница
и вообще няша.
Это к слову о профессионализме школьных психологов.
Мама привезла мне шикарный портфель из Ленинграда, который, хоть и,
будучи уже официально
Санкт-Петербургом, в 93-ем назывался еще преимущественно так.
Первые несколько лет я просидел за одной партой с
Юлей [info]yulchim Чиминевой,
которая не нравилась мне уже тогда.
Помню утро, когда по телевизору показывали расстрел Парламента.
Тогда я понял... ничего. В декабре старшего брата забрали в армию.
Мы остались с матерью одни.

1993 год

Расстрел Парламента 1993 год

Период: 1 сентября 1994 г. ... 1 сентября 1995 г.
Значимость: 2 класс. 8 лет. Один из лучших периодов моего детства.
Я хорошо учился в школе. У меня были друзья.
Я занимался в музыкалке при нашей же школе.
Играл на скрипке. На дворе стоял голодный и депрессивный 95-й.
Полным ходом шла война в Чечне.
Мать, целыми днями пропадавшая на двух, а то и трех, работах,
приходила поздно вечером и смотрела "Время".
К счастью, в нашу семью "чеченское" горе не вошло,
хотя Майкопская бридага начала первый, "новогодний", штурм Грозного
когда Димка уже вовсю топтал плац в кирзовых сапогах.
Мама не могла часто покупать мне какие то игрушки
и я начал делать их себе сам.
Из всего, что попадалось под руки. Спустя много лет я пойму
как нищета помогла мне развить фантазию, голову и руки.

Война в Чечне

Штурм Грозного 31 декабря 1994 года

Период: 1 сентября 1995 г. ... 1 сентября 1996 г.
Значимость: Димка уже был дома. Я учился в 3 классе.
Объебанная российская экономика начинала потихоньку шевелится.
На кухонном столе начало появляться что то еще, кроме каши на воде.
Шоколад я начал видеть не только по праздникам.
Я был до крайности болезненным и мнительным ребенком
и постоянно околачивался в 8-ой районной детской поликлинике.
Забав в наше время было мало.
Я гулял, зимой катался с мамой на лыжах в лесу через дорогу и много читал.
На второй срок избирается Ельцин.
Моя же семья всегда импонировала Явлинскому.
Год Олимпиады.

Я

Ельцин Борис Николаевич 1996 год

Киндер сюрприз

Период: 1 сентября 1996 г. ... 1 сентября 1997 г.
Значимость: 5 класс. К занятиям в музыкалке прибавилась художественная школа.
Я ходил в районный ДДТ (Дом Детского Творчества) в кружок керамики.
Нам начали преподавать историю. Начали с истории древнего мира.
Этот предмет, спасибо во многом экцентричному Александру Николаевичу,
сразу увлек меня. Учебник я зачитал до дыр. Причем прочел его полностью почти сразу.
А потом стал дергать маму чтобы она покупала мне распространеные тогда формата А4 красивые,
богато иллюстрированные и грамотно сверстанные книги из серии
Благо тогда наступил короткий период, когда начало казаться что
Гайдаровские реформы начали приносить свои первые плоды.
Во всяком случае мама могла покупать мне эти книги.
У меня были все выпуски из серии, кроме одного.
В это же время во всех магазинах и маленьких продуктовых рынках,
разбросанных по необъятной, начали появляться шоколадные яйца Kinder surprise - предмет,
ставший в последствии одним из ярлыков эпохи.
На маленьком раскладном столе из остатков старых, оставшихся от брата, конструкторов,
картона, бумаги, пластилина, игрушек из "киндеров" и всего что попало под руку я "возвел"
игрушечный город, в котором разыгрывал различные исторические процессы, на которые
меня вдохновляли прочитанные перед этим книжки.

Римляне

Период: 1 сентября 1997 г. ... 1 сентября 1998 г.
Значимость: Время первого "знакомства" с современной популярной музыкой.
Время ажиотажа вокруг Spice Girls. Время выхода культового The Fat of the Land.
Мальчики слушают Prodigy, девочки - Spice Girls. Я, всегда шедший против систем,
онанирую на последних.
У меня появляется собственный магнитофон и первые кассеты.
Я слушаю "Европу плюс" и записываю особенно понравившиеся треки на кассеты,
в результате чего у меня выходят этакие "сборники", которые я потом переслушаиваю.
С Максом мы часто бродим по большому вещевому рынку,
раскинувшемуся вокруг большого торгового центра с совковым названием "Радиотехника".
Разглядываем кассеты с разной музыкой, пялимся на то,
что впоследствии станут называть словом "мерч".
У меня появляется б/у-шный компьютер «Компаньон-2»
Время первых "секретов" от родителей и первых троек в школе.
На экраны выходит «Титаник»

Spice Girls

Титаник фильм

Период: 1 сентября 1998 г. ... 1 сентября 1999 г.
Значимость: Год после дефолта. Снова затянутые ремни.
Музыкальная и худождественные школы остаются в прошлом.
Во мне просыпаются папины гены, я начинаю тянутся к паяльнику и канифоли.
Меня притягивает скрывающее в себе столько тайн слово "электроника".
Я нахожу дома оставшиеся от отца книжки и начинаю свои первые опыты.
Стал заниматься в школьном фото-кружке.
Начинаю частенько ходить в игровой «клуб», оборудованный двумя Sega Megadrive II и двумя Sony Playstation в помещении, когда то бывшем школьной теплицей.
В летние каникулы после 7 класса я впервые попадаю в лагерь, который
по старинке еще называли "пионерским".
Первые нелепые влюбленности.
На экраны выходит «Матрица».

 Я

Бомбардировки Югославии

Период: 1 сентября 1999 г. ... 1 сентября 2000 г.
Значимость: 8 класс. Еще одно из самых теплых и светлых воспоминаний.
Начал заниматься в СЮТе. Увидев мои иллюстрации в тетради,
талантливый преподаватель и просто хороший мужик Сергей Трефилов,
предложил мне приложить руку к созданию сайта кружка.
Я схватываю все на лету и у меня все оень хорошо получается.
Я по настоящему нахожу себя в этом.
В 13 лет я собираю свой первый радиоприемник. Он ловил одну станцию в СВ-диапазоне.
Помнится мне, это была станция "Радио России".
СЮТ становится для меня вторым домом и я провожу там очень много времени.
Во мне зреет решение сделать разработку электронных устройств своей профессией.
В школе также все хорошо. И вообще, тогда все было хорошо.
В Кремль приходит Владимир Владимирович Путин.
Мир празднует Millenium.

Взрывы жилых домов 1999 год

Путин и Ельцин

Я

Период: 1 сентября 2000 г. ... 1 сентября 2001 г.
Значимость: Снова пионер-лагерь, снова нелепая влюбленность.
Вовсю начинают проявляться все прелести переходного возраста.
Самооценка падает на пол.
В 9 класс пришел с опозданием из-за болезни.
В нашей семье сломался последний телевизор. Около года мы жили без ТВ вообще.
Депрессивная осень, депрессивная зима.
По стране шумит успехом "Брат-2"
Происходит знаковое событие, предопределившее многие события на многие годы вперед.
Я впервые слышу "Наше Радио". Начинаю слушать только его.
На нем же открываю для себя группу "Ария", которая дает толчок к внимательному
и скрупулезному изучению того, что называется "металлом".
Первая в жизни работа. Первый раз в жизни пробую алкоголь.
Третья, и последняя поездка в "пионер"-лагерь.

Ария

Брат 2

Период: 1 сентября 2001 г. ... 1 сентября 2002 г.
Значимость: 10 класс. Димка начинает жить отдельно.
На некоторое время мы с мамой снова остаемся вдвоем.
В нашей трехкомнатной квартире брат оставляет после себя
стопки виниловых пластинок,
которые я начинаю внимательно и не спеша изучать,
повышая уровень своей околомузыкальной эрудиции.
Я отпустил волосы. Я начал ходить на подготовительные курсы в ИжГСХА.
Я стал серьезнее интересоваться программированием.
Год выхода первой экранизации истории о «мальчике, который выжил».
Я впервые посещаю Москву. Естественно, она меня поражает и восхищает.
По приезду домой, я впадаю в депрессию.
Я практически заперся дома, отстранившись от всего происходившего
вокруг. К концу 10-го класса я сам начал уставать от своего отшельничества.
В каникулы после 10-го класса мама пристроила меня в какой то детский «санаторий», где я перечитал все вышедшие на тот момент книги о Гарри Поттере, и заболел «Поттероманией».
В семье появляется отчим.
На экраны выходит сериал «Черный ворон» и, глядя на Таню Захаржевскую, я понимаю на кого хочу быть похожим.
С Димой Анисимовым по школьным проездным ездим через весь город в Металлург чтобы там поиграть в CS 1.6 на пару рублей дешевле.
Я открываю для себя Judas Priest (альбом «Painkiller») и Slayer («Seasons In the Abyss») и решаю, кем хочу стать.

Гарри Поттер и философский камень

Slayer

Колганова

Период: 1 сентября 2002 г. ... 1 сентября 2003 г.
Значимость: Выпускной класс. Я ношу длиннющие патлы.
Вместо подготовительных курсов гуляю по городу.
Начинаю ходить в культовые тогда «Редуктор» и «Интеграл».
Я впервые беру в руки гитару и твердо решаю собрать метал-бэнд.
Я снова влюбляюсь.
Я проваливаю централизованное тестирование и у меня возникают серьезные проблемы с поступлением.
Время выпускных. Время молодых и смелых.
Я решаю получать техническую специальность и поступаю в 3 ВУЗа.
В «механ» меня не берут. Поступаю на физфак УдГУ, но мама, решительно заявив что «учитель физики – это не профессия», вынуждает меня идти в «сельхоз».
В Москве захватывают Норд-Ост.
По MTV гоняют Avril Lavigne – Sk8er Boy.

Норд Ост

Трали Вали

Поступление в ВУЗ


Период: 1 сентября 2003 г. ... 1 сентября 2004 г.
Значимость: 1 курс, ИжГСХА, электрофак.
Все вызывает тоску и неприятие.
Не верю, что проведу здесь 5 лет.
Адаптируюсь очень медленно и болезненно.
Даже не пытаюсь заводить знакомства.
Маша уезжает в Самару. Я очень переживаю и еще долго пишу ей трогательные письма.
Я покупаю свою первую китайскую электрогитару за 100 баксов, разучиваю «Красная шапочка и мотоциклисты», и становлюсь частью своей первой в жизни группы.
Мы делаем свою первую «программу» из cover-ов на Slayer и выступаем в 9-ой «фазанке», где учились барабанщик и второй гитарист.
Я начинаю курить. Летом 2004-го барабанщик уходит в армию.

Рок группа

Ходорковский

Беслан

Период: 1 сентября 2004 г. ... 1 сентября 2005 г.
Значимость: Тут все просто. Голландия.
Мне исполняется 18. Мама занимает денег и отправляет меня по студенческой программе за границу.
Полгода, с начала апреля и до начала октября 2005 года я живу и работаю в одной из самых развитых стран мира.
Молодой и открытый, как губка, я впитываю в себя весь мир.
Колоссальные сдвиги в моем сознании окончательно делают меня – мной.
Первые проститутки и первые наркотики.
Побывал в Париже. Живьем слушал и смотрел на Slayer, MotorheadOzzy Osbourne.
Один из самых прекрасных периодов в моей жизни, когда я был и чувствовал себя по-настоящему собой.
До происходящего в мире не было никакого дела.
Я сосредоточен лишь на самом себе.
Я устаю от «металла» и начинаю смотреть в сторону других музыкальных жанров.
Начинаю присматриваться к панку и гранджу.
По приезду в Россию состригаю свой лошадиный хвост.
Получаю военный билет.

Голландия


Период: 1 сентября 2005 г. ... 1 сентября 2006 г.
Значимость: На остаток от заработанных в Голландии денег я покупаю компьютер с прокачанным звуком и начинаю приводить в порядок и записывать наработанный к этому времени музыкальный материал.
Экватор учебы. Я молод, умен, красив и энергичен.
Я нравлюсь сам себе.
Я решаю поставить точку в еще одной своей давней «детской мечте» и вхожу в студенческий отряд проводников «Проф.com», в котором нахожу новых друзей и приключения – то, что всегда ценил больше всего.
Сумасшедшее пьяное молодое лето 2006 года в белой форме и погонами станет еще одним моментом, не вспомнить который, за пинтой пива, нельзя.
Чем запомнился этот год в мире – не припомню.

Я

Период: 1 сентября 2006 г. ... 1 сентября 2007 г.
Значимость: Рок-год. Мишка возвращается из армии и мы возобновляем репетиции. К нам присоединяется Вася. За время репетиций и выступлений я приобретаю много новых знакомств, некоторые из которых перерастают позднее в крепкие дружеские отношения.
Мы выступаем на мелких концертах в клубах, на паре оупенов, попадаем в ротацию «Нашего Радио» и, проиграв в таком составе около полутора лет, расходимся.
Я становлюсь командиром своего отряда проводников. Перед «целиной 2007» у меня отбирают за пьянство «целинку», после целины – и вовсе угрожают расформировать отряд.
Спасаю ребят от позора и сваливаю на хрен.

Рок группа

Я

Период: 1 сентября 2007 г. ... 1 сентября 2008 г.
Значимость: Последний год учебы в ВУЗе. Я уже начинаю понимать, что вряд ли буду работать по специальности.
Я впервые регистрируюсь на мамбе, и знакомлюсь с Ритой.
Я устраиваюсь на работу в офис.
Лето влюбленностей, надежд и ожиданий.
Я еду на первое «Сотворение мира».
Президентом России избран Дмитрий Медведев.
Война в Южной Осетии.

Путин и Медведев

Сотворение мира

Война в Южной Осетии

Период: 1 сентября 2008 г. ... 1 сентября 2009 г.
Значимость: Лавстори оборачивается очередным разочарованием.
Меньше чем за полгода насидевшись в офисе на телефоне, я уезжаю в Москву устраиваться в Аэрофлот бортпроводником.
Прохожу предварительные испытания.
Начинается кризис. Пасую перед возникшими трудностями и уезжаю домой.
Восстанавливаюсь на старой работе.
Переезжаю от матери в однокомнатную квартиру в самом центре города, в дом напротив Президентского дворца.
Живя один, предаюсь праздности и веселью.
Средней ижевской зарплаты хватает лишь на карманные расходы – пиво, сигареты и девочек, на что его (заработок) в основном и трачу.
На работе не блещу талантами.
Еду на первый «Рок над Волгой».
В душе постепенно накапливается разочарование.

Кризис 2008 года

Рок над Волгой

Период: 1 сентября 2009 г. ... 1 сентября 2010 г.
Хватаю невроз со всем набором прелестей: панические атакидепрессивная триададеперсонализация.
Глотаю горсти колес. Отчаявшись, ложусь в РКПБ.
Сидя на психотропах, постепенно прихожу в себя.
Начинаю писать.
После выписки и завершения приема лекарств, все начинается по второму кругу, совершенно выбивая меня из колеи.
Я увольняюсь с работы, практически не выхожу из дома.
Лишь спустя почти год, отдав вагоны денег, времени и сил на восстановление, я начинаю возвращаться к нормальной жизни.
Россия задыхается от жары и пожаров.
В Москве набирает обороты «Стратегия-31».

Смог в Москве

Стратегия 31

Период: 1 сентября 2010 г. ... 1 сентября 2011 г.
Значимость: Ровно 1 сентября, как и все предыдущие годы, я открываю для себя «новую страницу». Позади потерянный год.
Я нахожу, наконец, работу, на которой мне не нужно стоять у «станка» или за «прилавком».
Все больше и глубже ухожу в «политоту».
Я начинаю думать об эмиграции.
Я начинаю писать для ижевского интернет-журнала Fanlife.ru и газеты "День".
С февраля до середины июля подрабатываю на радио «Моя Удмуртия».
Мне исполняется 25.
Пытаясь наверстать потерянный год, еду и на «Сотворение мира», и на «Рок над Волгой», разочаровываюсь.
Власти запрещают главную националистическую силу (после уже признанного экстремистским «Славянского Союза») – ДПНИ.
По миру прокатывается «арабская весна».

Период: 1 сентября 2011 г. ... 1 сентября 2012 г.
Значимость: 


FacebookTwitterGoogle +1Vkontakte




вторник, 6 сентября 2011 г.

Путин должен уйти



Граждане России! Осознание того, что наша страна волею правящей верхушки оказалась в историческом тупике, побудило нас обнародовать это обращение.

Вручение искавшей гарантий своей безопасности Семьёй практически неограниченной власти над Россией человеку с сомнительной репутацией, не отличавшемуся ни талантами, ни необходимым жизненным и профессиональным опытом, предопределило резкую деградацию всех институтов государственного управления.

Необходимость перемен ощущается уже и значительной частью правящей "элиты", достаточно вспомнить нашумевший опус "Россия, вперед!" Однако, проект медведевской "модернизации" носит отчетливо имитационный характер и служит единственной цели - подновить декорации, сохранив природу режима авторитарной клептократии.

Мы утверждаем, что у губящей Россию общественно-политической конструкции, которая сегодня навязана гражданам нашей страны, есть архитектор, куратор и охранитель в одном лице. Его имя - Владимир Путин.

Мы утверждаем, что в России сегодня невозможны никакие сущностные реформы, пока Путин обладает реальной властью в стране.

Мы утверждаем, что демонтаж путинского режима, поворот страны в русло демократического развития может начаться только с лишения Путина всех рычагов управления государством и обществом.

(Читать и смотреть дальше...)

воскресенье, 4 сентября 2011 г.

Десятилетие "стабильности" закончилось

Моя статья для газеты "День". Оригинал размещен здесь.
«Лейся песня, пока не начались репрессии…»
Бухенвальд Флава


282

Наше многострадальное общество, уровень его развития, характеристики его (общества) развития складываются из огромного количества вещей. Это огромный пазл, состоящий из множества больших и малых частиц.
Мы можем придавать значение этим «частицам», можем их игнорировать.
Но законы и закономерности в сфере общественных отношений существуют независимо от нас.
И независимо от нас работают. Мы не придаем этому значения, потому что «не видим» их.
Любой знает, что если сунуть пальцы в розетку – его убьет током.
Но многие упорно продолжают наступать на одни и те же грабли Истории, отказываясь признавать, что в этих сферах жизни такие непреложные «законы» тоже есть.
Думающие же люди действующие причинно-следственные связи понимают, или, по крайней мере, пытаются понять. Разгадать.
И, потом, использовать. Во благо, или во зло. Исходя из своих уже морально-нравственных качеств.
Не даром в пресловутой Европе в эпоху Просвещения книги печатали, а во времена строительства Третьего Рейха – уже жгли.

Начав разговор о «частицах пазла», я говорил о культурной составляющей нашей жизни.
Рассуждать о многогранности культуры, ее многообразии, многообразии культурных парадигм, присущих тем или иным эпохам, этносам, государствам можно очень долго. Поле для рассуждений и анализа огромное.
Пойдем дальше, и раздробим эту «частицу» еще больше и вычленим из ее «тела» еще одну часть – Ее Величество Музыку.

Но о музыке я буду говорить не о «как таковой».
Потому что есть, например, «фолк» и «классика», суть выживший и доживший до наших дней «свидетель» становления и развития определенных культурно-этнических групп.
Сегодня эта «музыка» несет на себе ярлык «культурного наследия», и является «законсервированной», её, как нафталиновые куклы, вытаскивают наружу лишь на школьных утренниках да «вечерах культуры», чтобы хоть как-то ухватиться за то былое величие, от которого остались лишь бутафорские кокошники да лапти.

Современные же жанры вполне выполняют ту функцию, которая и ложится на культурные элементы – отражение состояния того общества, той социальной системы, из которой это музыкальное творчество и выходит.
Оно с этим социумом связано неразрывно, так как создателями этого культурного продукта члены этого социума, или, если брать уже, социальных групп, и являются.
Так что можно с уверенностью ставить знак равенства между неким усредненным «обывателем» и тем культурным контентом, который его окружает.

Исключения составляют узкие группы фриков-«энтузиастов», играющих «для себя».
Как, например, субкультура российских антифашистов, являющих собой слепую кальку западного движения, совершенно оторванного от современных российских реалий, и представляющих интерес лишь для самих себя.
Их вес в общей картине предельно мал. «Деятельность» же их обычно не заходит дальше посиделок «у друзей» в квартирах спальных районах, когда мама уходит на ночную смену.

Свою роль в сближении слушателя и исполнителя сыграли и такие вещи как упрощение музыкального материала, отказ и уход от сложных консервативных конструкций, и возросшая доступность самих музыкальных инструментов.
Если еще в начале 20-го века было сложно помыслить о чем-нибудь кроме политически и социально нейтральных симфоний, пьес и серенад, написание и исполнение которых требовало как нетривиальных способностей, так и длительного обучения, то уже к середине века доминирующей «силой» стали музыканты-любители, поющие, о том, что видели вокруг себя.
Появлялись первые попытки переложить на музыку и тексты те мысли и чувства, которые возникали в голове обыкновенного человека. Возникали как реакция на происходящие вокруг него события.
События, непосредственно его (человека) и затрагивающие. И эти возникающие мысли и чувства далеко не всегда были лишь о «вечном», а уже могли и касаться тех вещей, которые происходили «здесь и сейчас».
Самым ярким и, в прямом смысле, громким явлением здесь стал рок-н-ролл, к концу 60-х годов ставший настоящим рупором накопившегося общественного недовольства.

Популярная, и, как ее часть, рок-музыка, вошли в гораздо более близкое взаимодействие с обществом, чем ранее.
Музыкальное творчество становилось все менее консервативным и «классическим» искусством «ради искусства», преследовавшим в первую очередь эстетические цели, и превращалось во все более и более «прикладной» инструмент.
Становясь в итоге настоящим «зеркалом» происходящих событий.
Присуще это стало в равной степени и другим отраслям культуры и искусства, не привязанным жестко к старым ортодоксальным форматам, как например, опера и балет.

В одну сплошную «политическую проститутку» музыкальное творчество, конечно, не превратилось.
Опять же по той простой причине, что далеко не каждого обывателя затрагивали такие вещи как война во Вьетнаме, «дикий оскал капитализма», или права женщин в Африке.
Алла Пугачева и Майкл Джексон пели о простых отвлеченных темах, выполняя развлекательную функцию.
Отрабатывая тот социальный заказ, который ставило перед ними общество.

Но одновременно с этим неуклонно рос процент тех музыкантов-самоучек, которые прибегали к музыке, как к возможности озвучить свои мысли и идеи и донести их до какого-то количества слушателей.
Пробудить в них схожие взгляды и побудить к какому-то действию.
Самым хрестоматийным примером здесь выступают, несомнено, Sex Pistols в частности, и весь панк-рок вообще.
Который окончательно обозначил свою жесткую остросоциальную и политизированную направленность.
Даже в случае самопозиционирования некоторых групп и исполнителей как «аполитичных» или «анти-политичных», это все равно являлось формой обозначения своей, как ни крути, политической позиции.

Итак, мы получили причинно-следственные связи, что называется, «на лицо».
Если между царящими в обществе настроениями и тенденциями и музыкальными «настроениями» можно провести твердую связь, то получается, что можно на основе царящих музыкальных «настроений» и тенденций, можно диагностировать и оценивать и само общество.

Совсем недавно мне исполнилось 25 лет. И, в уже сколько-нибудь «вменяемом» состоянии я застал два десятилетия новейшей российской истории.
Знаменитые «лихие 90-е» и, кои нам еще лишь предстоит осмыслить, «нулевые», в названии которых еще не проявилось какое-то общее согласие касательно того, как нам всем стоит относиться к прошедшему десятилетию – «нефтяные», «десятилетие стабильности».
Я предпочитаю называть прошедшую декаду временем «Путинской России». В следующем контексте такое определение видится мне наиболее подходящим.

Приближенные ко двору политтехнологи навязчиво проводят грань между эпохой Ельцина и, подзатянувшейся, эпохой Путина.
И это не так сложно. Потому что это действительно разное время. Разные вехи. Не плохие и не хорошие.
Ведь и политика сама по себе нейтральна. Окраску ей даем мы.
Подозрительными выглядят попытки очернить 90-е на фоне «нулевых». И отбелить «нулевые» на фоне 90-х.
И это тоже не так уж сложно. Что помнит обычный человек о 90-х? Он помнит разруху.
И что запомнилось обычному человеку в «нулевых»? Хоть какое-то подобие «стабильности».
Хоть ключевым в последнем словосочетании и является слово «подобие».
Но что выделяет человека, имеющего смелость называть себя «музыкантом»?
Его выделяет как раз то, что будучи плоть от плоти того народа, частью которого он является, среди прочего гула и фона он первым начинает слышать все возрастающий «шепот эпохи».
И, почувствовав его, начинает о нем говорить. Такие вот «пассионарии от искусства».

Так о каком же «шепоте эпохи» пели в 90-е? И вот тут и начинается самое интересное.
При всей внешней и, безусловно, внутренней разрухе «переходного периода», в культурной и околокультурной среде того времени не было каких то откровенно «оппозиционных» коллективов, исполнителей, творческих групп.
Да, был Шевчук ДДТ»). Но его, извечно философские песни, были обращены, в первую очередь, внутрь себя, внутрь слушателя.
Песни сочинялись как попытка понять «что произошло» и «что делать дальше».
Активно писал и гастролировал Летов («Гражданская Оборона», «Егор и опизденевшие»).
Все более узнаваемым становился Олег «Черепах» (АЗЪ).
Но «протест» последних был протестом не против кого-то конкретно, а против «системы» и гипотетического «государства» в целом и был востребован в основном лишь среди неоперившейся молодежи, которой, в общем-то, все равно против кого и чего протестовать.
То, что принято называть термином «русский рок», был самой обыкновенной музыкой, эксплуатирующей вполне «безопасные» темы.
Его сформировавшиеся к тому времени традиции вели к тому, что даже заложенный некий «смысл», «размазывался» по тексту, в конечном виде становясь абсолютно «отвязанным» от какой-то конкретики («Земфира», «ЧиЖ», «Алиса», прочие).

Особняком держались набиравшие общий вес «панки», которые, если следовать логике, должны были бы находится на некоем «переднем рубеже» полемики общества и власти, но на деле они занимались лишь копированием «западного» панк-движения, ограничиваясь, в основном, лишь внешними элементами субкультуры («Пурген»).
Музыка представляла собой самые простые для копирования вещи.
Тексты были, по сути, вольными переложениями английской и американской панк-лирики и повествовали о вещах, простому россиянину подчас совершенно не близких.
Во многом поэтому какой-то значительной роли в 90-е годы панк-музыка именно западного «образца» не сыграла.

Теперь, на время оставив «темное и мрачное» последнее десятилетие 20-го века, и под руку с «посланником Божьим», как уже успел окрестить своего хозяина первый заместитель Руководителя Администрации Президента России, перенесемся во времена «сытой стабильности», коими и рисуют нам последние 10 лет.
Не вдаваясь в пространные рассуждения о том, сколь гибельным курсом идет наша «лодка», которую так трогательно просят «не раскачивать» (всем неравнодушным и интересующимся это и так уже давно стало понятно), перейдем сразу к рассматриваемому аспекту – реакции музыкального сообщества на происходящие в стране события и прослеживаемые тенденции.
И здесь в полной мере работает та причинно-следственная связь, о которой я говорю.
Редкое единодушие проявилось в среде тех, кто сегодня занимается музыкой не «за зарплату».
Один за другим стали появляться на сцене группы, открыто заявляющие о своей гражданской позиции и откровенно оппозиционной точке зрения по отношению к «власть предержащим» (гр. «Последние танки в Париже», альбом «Гексаген», 2001 г.).
Более того, многие, уже сделавшие себе некоторое «имя» на вполне нейтральных музыкальных композициях, начинают обращаться в своих песнях к теме политики все чаще (гр. «Наив», песни «Что нам делать?», «Иллюзия свободы», 2006 г., гр. «Психея», песня «Убей мента», 2007 г., гр. «7000$», песня «Нужное подчеркнуть», 2011 г.).
Даже с самого дебюта использующие в своей лирике откровенно сатирические ноты «Барто» доходят к своему третьему диску до песен, за которые Марию Любичеву (вокалистка гр. «Барто») вызывают в отдел «Э» (гр. «Барто», песня «Готов», 2010 г.).
А одним из публичных лиц так называемой «несистемной» оппозиции становится Артемий Троицкий - человек, всю жизнь занимающийся музыкальной критикой. Самым, казалось бы, политически нейтральным занятием.

Отечественная рэп-сцена вспоминает, наконец, о том, что они далеко не американские негры, бросает читать глупости про гетто и ганжду, и начинают читать про то, как на самом деле гордо звучит фраза «Я - русский» (группы «Грот», «25/17»).
Дальше происходит, казалось бы, совершенно невероятное.
В стране, «победившей фашизм», набирают силу откровенно правые, не стесняющиеся заявлять, что их деды умирали не за то, чтобы сегодня наши налоги в качестве контрибуций уходили на «гордый Кавказ», а «наместником при царьке» был человек, открыто говоривший, что «первого русского он зарезал в 16 лет».
Музыкальная сцена откликается моментально (группы «Бухенвальд Флава», «Регби 14», «You Must Murder»).
В принципе, что касается резкого всплеска националистических настроений, то тут даже не обязательно смотреть на поющих об этом музыкантов.
Любой студент факультета истории и политологии скажет вам, что появление «коричневых» - один из самых главных маркеров запущенного политического кризиса.

В завершении, чтобы уже каждому стало ясно, какова истинная ценность набившей оскомину «стабильности», я бы хотел привести несколько выдержек.
И после этого решайте сами, чего она стоит.
И были ли на самом деле эти 10 лет такими, какими нас заставляют их запомнить.

«Ничего не слушай!
Он тебе все врет!
Путин-Путин-Путин!
Свинья везде грязь найдет!»
Последние танки в Париже – «ФСБ», 2001

«Бандит не подонок, это престижная профессия,
А ты нищий - лох, хотя сдал все свои сессии.
Здесь порядочные люди не живут долго,
Гербом страны пора сделать бандитскую наколку.
Вы сами им дали привилегию положения,
спрос на насилие? у нас всегда есть предложение!
Пусть обычные люди потом не удивляются,
Когда к ним отморозки с пушками возле метро цепляются»
Mo’Jah’Head – «В царстве криминала и моральных развалин», 2004

«Все что могли пропить - пропили
Все утопили и сожгли
все разобрали и сломали,
Но ничего не поняли
Что-то нам всё не везет
Нет ни счастья, ни любви
Даже радости простой
Не можем замутить
То ли проклятые мы,
То ли родина - свинья?
Что нам делать? Как нам быть?»
Наив – «Что нам делать?», 2006

«Возможно мир - это мусорная корзина,
В которую брошена горящая зажигалка
Пристального взгляда солнца.
Хуже, чем черви в гниющем мясе,
Крошатся времена года.
Пламя из любви и грязи
Природа шевелится за пределами города.
Бесполезно стучаться в дверь,
Закрытую навсегда?
Я лучше найду мента
И проткну ему горло штыком!
За то, что в тот день, мельком,
Только краем зрачка, случайно
Я видел, как орёт отчаянно
Вся реальность...»
Психея feat. Леха Никонов (П.Т.В.П.) – «Убей мента!», 2007 (признана экстремисткой)

«Не для клоунов из клуба и прилизанных блядей
Мы плюём огнем рифмы для себя и для друзей
Для тех, кто стоит за трибуны без политики
Свое гнет, идет вперед, плюет в рот критикам

Не с нами тем, кто стелется перед врагами,
Русофобам и предателям с убитыми страхом мозгами
Не ведемся на нацистский бред и догмы ультралевых
Политика для слабых, свое мнение для смелых»
Moscow Death Brigade – «Твои карты биты!», 2009

«Где свободная пресса? Где журналисты?
Где точка зрения, которая неофициальна?
Они судят малолетних фашистов,
А наши власти, конечно, чисты кристально»
Dino MC 47 – «Нам говорят», 2010

«Я вижу как горит двадцатый год
как кровью изошлась химера
как обезумевший народ
за ноги вешает премьера
на лобном месте пахнет анашой
и тёплой кровью алой как заря
и это всё так хорошо
как жизнь прожитая не зря»
Барто feat. Леха Никонов (П.Т.В.П.) – «Готов», 2010

«Покинул пост президента Борис Николаевич Ельцин
но на смену ему пришли другие умельцы.
наступила эпоха двуглавого петуха,
и хотя бесполезно перед медведем кулаками махать,
однажды и эти звери, поедут пить кофе к товарищу Берии
и будут в гулаге или бухенвальде
выплясывать под Вагнера или Вивальди.
а пока ты работаешь как пчела
номенклатура мнет булки в чилаутах.
зарплаты в стране напоминают пособия
однако некоторые как-будто бы особенные»
Бухенвальд Флава – «Русский бунт», 2010

«Кровью начертим границы державы.
Сотнями лягут предателей главы.
Готовьтесь братья время идет,
Кто с мечом к нам придет от меча и падет

Время Быть Сильным! Злая Россия!»
You Must Murder – «Злая Россия», 2010

«Но день расплаты придет и
каждый по своим делам
И по заслугам получит по своим же
головам
И будит вечный праздник всех
братьев и всех сестер
И из ментовских фуражек будит
полыхать костер ,
Мы будим в пламя кидать деньги и
паспорта
Весь город станет нашим – вот
это будит красота ,
Но это будит потом, это будит
поздней,
А пока в отделении получай
пиздюлей»
Политзек – «Экстремист», 2011