суббота, 1 августа 2015 г.

Осень '16

Дата проведения следующих парламентских выборов назначена на 18 сентября 2016 года. До одного из ключевых событий федерального электорального цикла еще больше года, но подготовка партий к выборам в Государственную Думу Российской Федерации уже началась. Это движение прослеживается в возросшей озабоченности партийных руководителей репутационными рисками. Например, во фракции «Единая Россия» во избежание озвучивания «провокационных» заявлений, действует экспертный совет, проводящий предварительное рассмотрение всех депутатских инициатив. Другим маркером начавшейся подготовки к выборам является начало процесса формирования предвыборных списков партий, где ключевой момент, разумеется, это имя человека, возглавляющего список. На парламентских выборах, которые пройдут осенью 2016 года, список «Единой России» возглавит глава кабинета министров и лидер партии Дмитрий Медведев.
Согласно текущему списку Министерства юстиции, на территории Российской Федерации действуют 78 зарегистрированных партий. Но если проследить динамику электоральных циклов с формирования Государственной Думы IV созыва, из этого обилия четко выделяются основные фавориты. В IV, V и VI созывах сохраняли свое присутствие 3 политические партии: это «Единая Россия», «КПРФ» и «ЛДПР». В V и VI созывах к этой троице «победителей» присоединилась «Справедливая Россия». Такое постоянство результатов даёт основания полагать, что существующее электоральное равновесие между четырьмя ключевыми партиями сохранится и впредь и предстоящая предвыборная борьба развернется именно между этими четырьмя сторонами.
И главный вопрос, которому предстоит сохранить свою актуальность вплоть до 18 сентября 2016 года — какую роль в междупартийном противоборстве предстоит сыграть Владимиру Путину — человеку, с которым в «электоральном бессознательном» ассоциируется уже не только сама «Единая Россия» как политическая организация, но и все современное политическое российское устройство.
На парламентских выборах 2007 года «ЕР» получило рекордные по тем временам 64% голосов, обеспечив себе тем самым конституционное большинство в Думе. Залогом успеха стало то, что партийный список возглавлял Владимир Путин. На выборах 2011 года партийный список возглавил Дмитрий Медведев, и «Единая Россия» получила на выборах 49% голосов избирателей. Фигура Владимира Путина в обоих случаях являлась ключевой. Формально не являясь членом партии (которая, к слову, создавалась именно для обеспечения представительства Путина в Думе), ему удается сохранять позицию и влияние, которое наиболее удачно было бы охарактеризовать как роль «арбитра».
Этот «арбитр», за счет грамотных политических, административных и pr-действий умело сохраняет за собой весомый «запас прочности» в виде серьёзного электорального веса (80% на фоне возвращения Крыма). И, притом, веса персонального, привязанного только к личности самого Путина, который, являясь ключевой, центровой фигурой сложившейся в 2000—2010 гг. политической системы, умудряется находится «вне» и «над» происходящими событиями, каждый раз играя с дистанцией — то приближаясь к информационному поводу, если оно потенциально может принести выигрышные очки, то удаляясь от него, если событие сопровождается в обществе негативными коннотациями.
Таким образом, решаются две ключевые задачи Президента во внутренней политике — поддержание образа незыблемого лидера, и постоянное накопление политического капитала. Затем накопленное политическое влияние публично передается другим политическим игрокам, обладающим меньшим политическим весом. Так, чтобы электорат мог правильно интерпретировать «пожелания» главного «арбитра» — Владимира Путина.
Согласно результатам исследования Эдварда Льюиса Кинана, опубликованном им в научном журнале «The Russian Review» («Muscovite Political Folkways»), описанная выше модель политического управления берет свои корни в традиционном российском культурном коде. Здесь можно провести параллель с тем, как самый авторитетный мужчина внутри общины формально «предлагает» свои «мысли» для «обсуждения» между остальными членами, но так как опыт, связи, возможности, и, в конце концов, тот же авторитет остальных членов группы ниже, то большинство предпочитает довериться мнению «вожака». Это решение не нужно рассматривать как ущемление или отстранения от власти. Зачастую рядовым избирателям комфортнее делегировать своё участие в политическом процессе третьей стороне. Схема, выработанная Владимиром Путиным, неоднократно продемонстрировала свою работоспособность. Она не выглядит как «навязывание», а как «совет», «подсказка» сомневающемуся.
В ключе предстоящих событий есть все оснований полагать, что для сторонних наблюдателей подобные«знаки-указатели» будут поступать именно в сторону «Единой России». Ситуационной создание «Объединенного народного фронта» было вызвано необходимостью увеличить дистанцию между «Единой Россией», обраставшей негативными ассоциациями, и личностью Владимира Путина. На сегодня эта задача решена, подтверждением чему может служить исчезновение упоминаний о деятельности ОНФ — как отдельно, так и в связке с Путиным.
В обозримом будущем стоит ожидать повышенное внимание и поддержку со стороны Путина в адрес Дмитрия Медведева лично, и партии «Единая Россия», в общем. Неявный нюанс, который будет сопровождать весь этот процесс — это тонкая грань, на которой придется балансировать Администрации Президента, чтобы, с одной стороны, дать достаточный объем поддержки Медведеву и ЕР, с другой стороны — не переусердствовать с этой поддержкой, которая может спровоцировать новые амбиции Медведева и его команды, крайне неуместные в свете последующих президентских выборов 2018 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий