
Говорят, что Ижевск – «большая деревня» - место, где «все знают всех». Наверняка так говорят не только у нас. И правда, что выходя из дома, мы постоянно сталкиваемся со старыми знакомыми – в магазине, в автобусе, в кино. Знакомясь с новыми людьми и узнавая новые лица мы уже не удивляемся тому, что нас разделяла «пара рукопожатий». «Большая деревня», где «все знают всех» и где нельзя найти такое место, чтобы не оказаться под чьим-то пристальным взглядом пары внимательных глаз: «Сколько лет, сколько зим!», - «Привет!», и тебе еще повезло, если перед тобой человек, которому ты правда будешь рад. Ведь в таких ситуациях ты чаще всего просто начинаешь судорожно искать минимальной важности причину смыться: «Выходишь здесь?.. Ну, будь здорова, привет!»
С каждым годом мир, казавшийся раньше таким бесконечным, нашпигованным открытиями и сюрпризами, становится меньше, ближе, скучнее. Нам начинает казаться, что мы знаем все. Что мы все попробовали и от всего устали. От всего и ото всех. Мы начинаем искать выход в том, чтобы уехать, убежать, улететь. Бежим за увиливающим хвостом новых впечатлений от новых мест и новых лиц. Которые кажутся нам привлекательнее, интереснее, свежее.
И сложно попрекнуть за это, ведь каждый из нас уже понял, что время неумолимо несется вперед – туда, где уже нет места чувству удивления и чувству открытия – тому самому, которое мы знали раньше, и по которому теперь так скучаем. Приподнятые брови, слегка расширенные зрачки, приоткрытый рот, мурашки. Мы, повзрослевшие, ставшие серьезными, ставшие занятыми, успели утратить это детское ощущение мира – когда знаешь, что все еще впереди, и жадно, нетерпеливо хватаешь каждую порцию тех открытий, которые тебе дает попробовать Жизнь. Словно мать, кормя свое дитя с ложечки, терпеливо, не спеша, держа малыша в приятом напряжении и не давая ему расслабиться, не доводя лишь мгновения до того, как он начнет капризничать, требуя следующей порции. Нам начало казаться, что мы все узнали и все попробовали. То, что началось как ощущение, позже превратилось в уверенность. В свои 25, 26 и 27 мы стали скучающими молодыми стариками, которым для того чтобы встряхнуть себя, нужно прыгать с моста, ехать в Тибет или пробовать наркотики. Потому что у нас почти не осталось другого «впервые». Во всяком случае, мы сами так думаем.
Но я по-прежнему стараюсь находить новые оттенки в привычной картине, открывающейся передо мной каждым новым утром. И, на самом деле, это не так уж и сложно. Возможно, вы увидитесь, но ощущение, что в нашем маленьком городке «все знают всех» - иллюзия. Дело в том, что все мы неизбежно попадаем во вращение во вполне определенные круги, задающие весь тон нашей повседневной жизни. Мы вращаемся в этих кругах так долго, что, привыкая к ним, перестаем замечать что-либо еще. Спустя еще немного времени мы начинаем пребывать в полной уверенности, что этот круг и есть «весь этот город» и «вся эта жизнь». Утомление от привычного окружения быстро переносится на утомление от обстановки вообще. Хочется уйти, уехать, улететь. Хотя наскучили нам всего-то, со всеми накрутками, 50-70 человек, с десяток привычных мест и несколько приевшихся занятий. Но стоит сделать шаг вперед и в сторону, как за спинами этих привычных людей и за этими привычными стенами мы с удивлением увидим новые лица и новые горизонты, которые, вот удивительно, были здесь все это время, рядом с нами. Ты делаешь шаг навстречу, протягиваешь руку, заговариваешь и вот, перед тобой открываются новые миры новых людей. Ты снова испытываешь то, почти забытое детское чувство удивления, открытия, радости встречи и познания.
Я люблю, и раньше я делал это чаще, завалиться в одиночку на какую-нибудь тусовку, вечеринку, концерт, выставку, open air, просто бродить, просто смотреть, легко и случайно знакомиться с кем придется, разговаривать о том, о чем зайдет струящаяся без заданного никого ни к чему не принуждающая беседа. Из таких случайных наложений двух путей получаются потом очень интересные истории дружбы. Дружбы, которая не обещает быть вечной, но просто дарит радость столько, сколько у нее получается, без надрыва и нерва доходя до финала там, где должна закончится одна история для того, чтобы дать начало другой.
У многих людей есть «компании», в которых они проводят много свободного времени. Американские «Друзья», английская шпана из «Это - Англия» - хрестоматийные примеры такой коллективной дружбы. У меня такой компании никогда не было. Нет, не потому что я был каким-то замкнутым и нелюдимым. Скорее наоборот, меня было слишком много для того, чтобы уложить все углы меня в одну коробку. Да мне и не хотелось. Меня всегда тяготила привязанность. Хотелось свободы и легкости, которые мог дать только отказ. Отказ от привязанностей. Однако это совершенно не означало, что я был один, брошен, нелюдим. Сознательная дистанция, выдерживаемая с людьми, позволяла мне быть со всеми милым, улыбчивым и общительным, но при этом не увязать в паутине отношений такого рода, в которых очень скоро оказываешься заложником. Прозвучит эгоистично, но скольжение среди людей, без привязки к кому-то одному/одним, позволяло мне больше брать, чем давать. Своими окружениями я жонглировал как картами разных мастей, окунаясь сегодня то в одну, то завтра в совершенно другую атмосферу, которую давали мне буквально противоположные разные люди, компании, окружения, и что было бы просто немыслимо, будь я заточен внутри какого-то одного круга общения.
Свой День Рождения я не отмечаю еще и по этой причине – я просто не знаю кого приглашать. Я не могу и представить, как могут собраться вместе все те люди, с которыми я поддерживаю теплые приятельские отношения. Настолько разные полюса меня окружают. Но и плата за такую роскошь есть не самая маленькая. На сотню приятелей у меня было и остается лишь пара настоящих, самых близких друзей. Но платить приходится за все, и я иду на такую сделку.
На самом деле мир не такой плоский и привычный, как нам кажется. Каждый наш день – калейдоскоп миллионов параллельных реальностей, проносящихся мимо, вокруг и сквозь нас. И мы правда можем играть ими. Для этого нам не так уж и нужно прыгать с мостов, ехать в Тибет или принимать наркотики. Иногда достаточно просто свернуть не там, где ты привык ходить, а там, где тянется тропинка, на которой ты никогда не был.
Комментариев нет:
Отправить комментарий