четверг, 5 июля 2012 г.

Сегодня в Ижевск прилетели разные большие шишки и через каждые 50 метров вдоль ул. Ленина снова стояли молодые крепкие здоровые мужики. Опора и оплот. Соль земли. А я снова задумался. О чем они сейчас думают? Какие чувства сейчас испытывают эти заботливые сыновья, главы семейств, молодые офицеры? Как глубоко в жопу засунуты такие понятия как профессиональная гордость и честь, которые не взрываются кипящим возмущением от одной мысли, что эти заботливые сыновья, главы семейств, молодые офицеры в этой жаркой июльской духоте будут стоять вдоль оживленной дороги как какие-то переминающиеся с ноги на ногу придорожные проститутки. Как какие-то ебучие пионеры на школьном утреннике, охваченные лишь одной мыслью – как бы скорее съебать отсюда? А мимо проезжали полные автобусы. Полные людей, в немом восхищении смотрящих на еще одну демонстрацию нерушимой мощи и растущего могущества самой великой в мире страны.

«…затем Рузвельт пересел в крытый автомобиль, чтобы ехать в Ялту, находившуюся от аэродрома в 115 км. На дороге не было никакого движения, и только вооруженная охрана в длинных, тяжелых, безупречно затянутых ремнями шинелях стояла вдоль обочины через каждые сто метров. На некоторых были надеты каракулевые папахи, на других — фуражки с ярко-зеленым, голубым или красным верхом. Каждый охранник брал "на караул", когда лимузин проходил мимо них. Анна Беттигер потянула отца за рукав. "Посмотри, — сказала она с изумлением. — Как много среди них женщин!" На перекрестках стояли девушки в форме, у каждой в руках красный и желтый флажки. Если дорога была безопасной, то девушка давала сигнал желтым флагом, затем засовывала оба флажка под мышку и лихо отдавала честь правой рукой. Все это произвело впечатление на американцев, и они теперь были уже более уверены в безопасности своего президента…»
Толанд Дж. «Последние сто дней Рейха

суббота, 30 июня 2012 г.

Падение в кроличью яму

Шок. Вот какое слово лучше и полнее всего опишет, что чувствовала Америка в апреле 1961 года. Голодная. Нищая. Разрушенная Россия. Всего через 12 лет после войны, которая угрожала самому ее (страны) существованию, запускает первый спутник. Первыми. Впервые. Еще через 4 года весь мир видит ставшую легендарной теперь уже Гагаринскую улыбку.

Как? Как это вообще возможно? Как могла эта ходящая в лаптях и жующая траву страна опередить саму Америку? Этого политического и экономического титана послевоенного мира?

Американцы не могли оставить это просто так. Они стали разбираться. И разобрались. Выяснилось удивительное: американцы стали жертвами собственного капиталистического прагматизма.

Бурная индустриализация начала XX века потребовала внести коррективы и в систему образования. Американцы рассудили просто: зачем вкладываться в изучение таких фундаментальных дисциплин как алгебра, тригонометрия и прочей геометрии? Разве нужно это простому рабочему из Чикаго, чтобы орудовать гаечным ключом на одном из растущих заводов Форда? Конечно нет. Астрономия не увеличивает ВВП. А "профессиональное", без "излишеств" образование, максимально приложенное к конкретному производству, это и дешево, и и понятно.

Так и жили. До 61-го года. После которого поняли, что человек, которого учили только крутить гайки, действительно прекрасно обходиться без Евклидовой геометрии. Да только ничего большего, кроме уже известного, он не придумает. Не сможет. Потому что прогресс двигает не тот, кто дает правильные ответы. А тот, кто задает правильные вопросы. А правильный вопрос, в свою очередь, невозможно задать не обладая для этого достаточным конгломератом предыдущих знаний. Потому что прежде чем решить проблему, нужно осознать само ее существование. Все образование, как таковое, служит одной глобальной цели - познание природы существующих вещей и происходящих явлений.

Эти знания - это сила. Это - власть. Тем понятнее становится причина, по которой нас хотят этого лишить, щедро оставив ОБЖ и "100 лучших фильмов по версии Никиты Михалкова". Сегодня не нужен человек, умеющий правильно задавать вопросы. Сегодня нужна "Света из Иваново", которая знает что виноват ГосДеп США.

Знание - это инструмент. Такой же как молоток. Можно забить гвоздь. А можно забить человека. И, главное, никогда заранее не знаешь где, когда и как этот молоток тебе понадобится. Но быть у тебя он должен. Теперь хоть чуть-чуть понятно, почему "лишних" предметов в школе не может быть по определению? Учиться нужно тому и столько, насколько хватает сил и времени.

Мало что приносит такое же удовлетворение, как ощущение что ты можешь видеть дальше, слышать тоньше, чувствовать острее. Ты начинаешь читать людей как открытые книги. Ты предугадываешь события. Окружающий тебя мир словно приподнимает перед тобой завесу своих тайн. Картина мира начинает проявляться как опущенная в раствор проявителя фотобумага. Вычерчивается детали, тона. Мир начинает играть перед тобой всей своей палитрой. Ты чувствуешь это и ты чувствуешь себя ближе к Создателю. Потому что как и Ему, тебе доступно многое из того, что навсегда останется недоступным жизнерадостному дурачку, которому не нужна география чтобы "хорошо зарабатывать".


Что выберешь ты? Насколько глубоко ты готов провалиться в эту кроличью яму?

И простите мне мою усталую жалость, читаемую в моих грустных бездонных глазах, которой я щедро одариваю всех, кто спросит меня "зачем я в 25 лет продолжаю учиться?"

Проблема современного мира в том, что он перестал переделывать дураков и начал под них подстраиваться.
Репост



Называйте меня тупым провинциалом, но я не разделяю всех этих охов и вздохов вокруг "короля триллера". Последнее подобное разочарование я испытывал после просмотра другого "самого страшного фильма тысячелетия" ("Сияние"/Shining). Хотя, может быть, я сам допускаю ту ошибку, за которую так часто ругаю других - сброс со счетов времени и контекста.



Девушка, недовольная романом с разведенным мужчиной, уделяющим ей внимание только наездами, крадет на работе крупную сумму денег и в спешке бежит из города. В мотеле, где она остановилась на ночь, ей приходится столкнуться с его молодым владельцем…

Подробнее на КиноПоиск.Ru
Репост
     
 

понедельник, 25 июня 2012 г.

Воюющая Америка

Судить о манере ведения войны по художественным фильмам - конечно верх глупости. Но все же.
За последние дни я просмотрел два новых (для себя) сериала: Generation Kill (кампания в Ираке) и Bands of Brothers (война в северной Европе).
И вот что примечательно.
Когда речь идет об участии Америки во Второй Мировой войне ("Спасти рядового Райана", "Говорящие с ветром"), то тут полный порядок. Кровь, кишки на колючей проволоке, ездят танки, летают самолеты. Вот американцы. Вот немцы. И они на полном серьезе пытаются друг друга убить. Вот - "наши", "свои", "хорошие". Вот - "их", "плохие парни", "фашисты".
Когда же речь идет об участии американских военных в корейской, вьетнамской, иракской и афганских кампаниях, все начинает выглядеть не совсем так.
Вспомните самые известные ленты об этих событиях: Взвод, Цельнометаллическая оболочка, Апокалипсис сегодня.
И на этом месте у меня возникает вопрос. То ли эти картины намеренно не дают зрителю ничего, кроме гнетущей атмосферы бессмысленности и абсурдности происходящего, то ли американцы разучились воевать. На протяжении полутора-двух часов полтора десятка абсолютно деморализованных и недисциплинированных лбов плавают на лодках, летают на вертолетах, ползают по джунглям и катаются на "Хаммерах" в современных "Морпехи", . Изредка постреливая куда попало и вызывая огонь артиллерии туда же.
Невинные жертвы, абсурд и декаданс под аккомпанемент глухих разрывов "тамагавков". 
Единственные исключения из этого правила - это фильмы "Высота "Гамбургер" и "Мы были солдатами". Там хотя бы видно, что подопечные "лейтенантов Кейли" воюют с кем-то, кроме босых крестьянских детей. 
Но здесь же и становится видна главная общая черта любого западного военного присутствия. Укладывающегося в одну простую фразу: "Мы придем и всех вас выебем. Cause We're American". 


Репост
     
 

воскресенье, 17 июня 2012 г.

Черный ворон. Нежных детских воспоминаний псто. Part II

Продолжая разговор о ролевых моделях, их появлении, влиянии на нежную чуткую детскую психику, выбор ориентиров, первые идентификации себя, хочется вспомнить отечественный телесериал начала нулевых «Черный ворон». Примечательно, что будучи людьми взрослыми, мы конечно сами можем формировать информационное поле вокруг себя. Фильтруя и подстраивая его под себя. Будучи же детьми и подростками мы совершенно логично этой возможности лишены. Мы оказываемся буквально предоставлены буре из примеров, оценок, мнений, побуждений. Мы находимся внутри фона, формирующегося вокруг нас в буквальном смысле стихийно. Влияние семьи, окружения, школы, просто «рандомный» набор полуслучайных факторов. Тем, в конечном счете, и интереснее, к чему может привести эта алогичная, внешне иррациональная цепочка событий. Год за годом складывающаяся во все более специфический и сложный узор жизни. Узор, начало которому может положить что угодно. Как что угодно может проникнуть в еще пустую и чувствительную ко всему молодую голову. А проникнув, дать вектор, сформировать, направить. Это в натуре просто долбанная рулетка. На моей рулетке выпало «черное».

Лучшие бегуны – негры. Повара – мужчины. Крестьянская девочка никогда не будет танцевать балет, а профессорский сынок не поедет строить БАМ. В каждом из нас натянуты свои струны. В одних – одни. В других – другие. И в резонанс они входят только со своей, исключительно специфической частотой. В резонанс со мной вошла Таня Захаржевская.


(привет, меня зовут Таня и я буду учить тебя плохому)

Молодая, красивая, умная, злая. Она стояла на темной стороне силы и грызла свои запретные печеньки. Стоя слегка вразвалку со слегка наклоненной в бок головой, с которой лились волнистые медные локоны. Взгляд неморгающих зеленых глаз пробивал диафргаму и сдавливал грудь. Сильная, хитрая, холодная. Но пожалуйста не путайте таких как она с «сучками». «Сучка» – это обладательница гипертрофированных черт деревенской хабалки, переодевшей кирзачи на пошлые туфли. Захаржевская же была дочерью потомственных аристократов. Выпестованная порода, окруженная дымкой чёрного колдовства.

Нормальные мальчики хотели походить на Ван Дамма и Терминатора. Я хотел быть как она. Не женщина. Но машина. Универсальная боевая единица. Созданная для интриг, борьбы, мести, предательства, вращения на высших орбитах.
Семья, дом, тихий уют? Оставьте эту пошлость крестьянским детям, выходящим замуж по залету. В этом мире есть вещи поинтереснее. И я не хочу рассказывать своим будущим детям как я поймал на рыбалке оттакеную щуку или в 2015 году на 3% увеличил продажи «Кока-Колы» в своем регионе.

Совсем другое дело, что образ, во-многом додуманный мной самим, так навсегда и останется просто образом. Но и он тоже нужен. Как ориентир. Как вектор. Чтобы не упасть на ровном месте, запутавшись в итоге в своих собственных шнурках.

суббота, 16 июня 2012 г.

Виллисы. Нежных детских воспоминаний псто

Иногда нас возвращают назад самые неожиданные вещи. Предметы. Запахи. Цвета. Закатившийся под кровать в самый дальний угол старый чешский фломастер. Набор которых тебе покупали к 1 сентября. 1996 года. "Червонец", выпавший из годами стоявшей на полке книги. 10 000 рублей. Купюра, которую ты спрятал еще до деноминации. Ты идешь по улице и мимо тебя проходит незнакомая девушка. Флёр её духов мягким поцелуем касается кончика твоего носа и ты чувствуешь её... ту, которую так и не решился пригласить в кино. Тогда, в 10-ом классе.Ты давно забыл её имя и думал что забыл её саму. Но этот запах смог за миг восстановить картину, которая никогда не отойдет в прошлое. Которая будет возвращаться снова и снова. И ты этому рад. И ты это понимаешь. Какой-то острый горячий луч пронзает наше сознание на мгновение вырывая из "здесь и сейчас" и на это же мгновение унося туда, где мы когда-то были. Кем-то. С кем то. В то прошлое, которое почти для всех остается светлым, теплым и уютным. Тем местом, куда мы любим возвращаться даже из самого благополучного и спокойного настоящего.  

Мы помним на зубок все самые известные фильмы. И почти не вспоминаем те картины, которые не оставили после себя заметного следа, став лишь еще одними рулонами пленки на стеллажах архивов. Не вспоминаем до момента, когда случайно, вдруг, не зацепимся глазом за промелькнувший кадр. Кадр, который покажется нам таким знакомым. Присматриваемся. И вспоминаем. Какая-то сиюминутная суета, которой ты был поглощен еще секунду назад, уходит. Ты уже никуда не торопишься. Ты сидишь, и ты смотришь. Нет, не на актеров и не на антураж. Ты смотришь внутрь себя. На себя. Того себя, каким ты был тогда. Давно. Когда сидел и учил уроки под тихий успокаивающий бубнеж телевизора, на экране которого шло то кино, которое сегодня и вернуло тебя на несколько лет назад.   

На днях я вспомнил про один такой сериал. По сегодняшним меркам уже старый и прошедший практически не замеченным. Я смотрел его еще школьником. Холодными и темными декабрьскими вечерами 2002-го года. Мне было 16 лет и я учился в 11 классе. "Виллисы". Мини-сериал из 4-х серий про молоденькую балерину. В образ которой я тогда и влюбился. И... сейчас я уже не знаю где искать "первопричину". Но во-многом на мои представления об "идеальном", о том, кого бы мне хотелось видеть рядом с собой, всё это было продиктовано именно вот тем вот впечатлением. Впечатлением, которое тогда произвела на меня сегодня уже практически безвестная актриса. Ольга Приходцева. Сыгравшая Юлю Азарову. Девочку из провинции, которая учиться в хореографическом училище в Москве. Дома её не ждет ничего кроме проблемной семьи, но она все равно поддерживает с ней связь. Хрупенькая и чистенькая как подснежник, окруженный холодным весенним снегом. Снег стает. Стебель окрепнет. Но всё это будет потом. А сегодня она просто еще одна из десятка в своем классе. И сегодня у нее нет ничего, кроме балета. И мечты. Вот такая пошлятина. В 16 лет она произвела на меня впечатление, эхо которого отзывается до сих пор.

Это мое "хочу или художницу, или скрипачку" - это во-многом тоже вот оттуда. Из темной глубины первых неловких попыток войти в этот взрослый мир. Время приглядок, осторожных касаний внешней реальности. Время, когда мы навсегда уходили из того, что потом назовем "детством". Время, из которого нам так хотелось побыстрее убежать. Чтобы потом, иногда, украдкой, жалеть об этой глупой поспешности. 

Возможно, когда-нибудь, этому и суждено будет сбыться. Рядом со мной будет стоять "художница или скрипачка". И мы будем надевать на пальцы друг друга тонкие золотые кольца. Мне приятно об этом думать.   


(Ольга Приходцева в роли Юлии Азаровой)

вторник, 12 июня 2012 г.

Грозный. Особый район



Кстати, будучи в Москве, обогатил свою скромную домашнюю библиотеку вот этой свежей книжкой (см. иллюстрацию).
Имею нескромный интерес к теме чеченских кампаний - этому ларчику, в котором хранится множество ответов на еще большее количество вопросов.
Честно говоря, остался разочарован.
Весь этот ура-патриотический пафос в духе “мы завалили всех этих чертей” был бы уместен, если бы полковник Буданов не был унизительно “ликвидирован”, а Рамзан Кадыров находился бы под следствием, разбирающим кого и при каких обстоятельствах он “зарезал в 16 лет”. Однако, имеем то, что имеем.
Радует одно. За весь 40-ка дневний штурм Грозного в 1999-2000 безвозвратные потери составили примерно столько же, сколько потеряла одна лишь 131 Майкопская бригада за первые 60 часов боя в “новогодний” штурм 1994-1995.
Резюме - книга интересная, богата фактологическим материалом, но излишне, до приторности ангажирована.