суббота, 29 сентября 2012 г.

О советском кино пространных рассуждений псто

Думал из центра сегодня не уеду.

Встретил на остановке девочку, которую трахал прошлым летом и немножко осенью. Не поздоровался. Не по причине дурного воспитания, а потому что обещал "больше не беспокоить". Хотя мне наши "отношения" больше напоминали болезненно привлекательный союз Марлы Сингер и перевоплощенного в Тайлере... "рассказчика" (Вы не обращали внимания, что главного героя "Бойцовского клуба" нигде не называют по имени?). А вот кто еще сможет похвастаться, что у "нас все было как в кино"?

Изведенный ожиданием решил зайти выпить. Место выбрал символическое. Куда приглашал полтора года назад другую девочку с намерением ее склеить. В итоге меня как нашкодившего котенка повозили мордой по дерьму и дали ясно понять кто я по этой жизни. Жизнь дает, жизнь берет. Это - закон. Но само место мне понравилось.  

Я заказал бокал пива и сел напротив стены. Это было кино-кафе. А значит, я никуда не мог деться от лиц, взирающих на меня с развешанных на стенах фотографий актеров. Замерших в кадрах советского кино. Я испытываю смешанные чувства к советскому кинематографу. У каждого из нас две профессии — своя собственная и кинокритика. И в моем представлении советское кино можно грубо разделить на несколько периодов.

Немое, прото-кино 20-х, начала 30-х годов. Советское по названию, царское по сути. Советский кинематограф еще просто не успевает сформироваться. И творческие кино-группы, работавшие в Империи, предпринимают попытки найти себя в новом, лепящемся здесь и сейчас государстве, встроиться в него. Пример - "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (всего через несколько лет за подобное начнут сажать и расстреливать). Все это закономерно перерастает в появление уже более-менее идеологически верных режиссеров, снимающих эти ваши "Броненосцы Потемкины". Дух старой школы, однако, оказывается еще достаточно силен, что выливается в съемки не то чтобы антисоветских, но все же ложащихся на полку (а потом исчезающих с них) лент. Пример - "Бежин Луг", от которого до наших дней дошла лишь пара кадров. 
Кино-ребенок-в-утробе-матери. 

BezhinLug1937b
("Это даже не фильм, это тень фильма", - сказал о дважды уничтоженном "Бежине луге" Наум Клейман).

30-40-е годы. Доярки, стахановцы, обретшие счастье рабочие и крестьяне. Сюжеты прямые как засаленные карандаши за  копченым ухом улыбающегося рабочего. Ничего примечательного. Младенец СССР подрастает и ему начинают прививать базовые паттерны поведения. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Меньше глубины, которую очищенное от аристократии рабоче-крестьянское общество все равно не поймет (даром что самое "прогрессивное"), побольше практики. Вот, Вася, это болт, крути его. Вот, Дуня, это корова, дои ее. С началом войны транслируемые ролевые модели подправили. Кинули щепотку русскости - Александры Невские там, Суворовы, вот это все. Чтоб о героическом прошлом напомнить. А то какое героическое прошлое у СССР в 41-ом? Голодомор и суды-"тройки"?     

original
(Потрясающей глубины метафора "Убей немца!" Угадайте, где аллегорически изображен Вермахт, а где РККА? Кстати сказать, в годы войны солдаты воевали как раз таки с простыми немцами. Солдатам Вермахта было запрещено состоять в политических организациях. Так что скорее это немцы воевали против коммунизма, коих в Красной Армии было предостаточно, ну или коммунисты воевали против немцев - кому как больше нравится. Религиозный культ "борьбы с фашизмом" придумали много позже, когда брежневский рай начал трещать по швам и срочно потребовались новые скобы, способные скреплять и удерживать вместе махину под названием СССР. Скрепка оказалась настолько прочной, что из-за нее до сих пор недовольство стрельбой по людям из посаженых "Приор" воспринимается как непочтение к "победе над фошызмом"). 

50-60-е годы. Заборов немчуру и заняв в мире то место, которое Российская Империя должна была занять еще по итогам Первой Мировой (не случись маленькая оказия - геволюция), СССР вернулся к воспитанию своей нарождающейся "новой исторической общности". Во всем, и в этом, следуя заветам Ильича: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк" (Александр Александрович, привет Вам от жителей Ижевска!).

Я долго не мог понять природу своего неприятия этого периода в советском кинематографе. Он отталкивал меня. Царапал. Мне было неприятно его смотреть. Я не мог понять почему. Потом понял. Все советское кино 30-х, 40-х, а отчасти и 50-х годов - это такой грубый, топорный учебник по этикету для дремучих крестьянских детей. Вырубив под корень всю прежнюю российскую интеллигенцию и аристократию (которая тонко и умело решала задачи по социальному строительству и государственному управлению), мудрые вожди вдруг столкнулись с совершенно неожиданной проблемой - нацарапанном на антикварном пианино слове "Хуй". И все бы ничего, но даже в коммунистическом Эдеме не принято ссать в парадных. Поэтому нашего подросшего ребенка из года в год, из ленты в ленту, на гротескных сценках учили и показывали как надо себя вести, а как не надо. Что можно делать, а что - ай-яй! Республика ШКИД республиканского же масштаба. 

Глядя на это чувствуешь то, что чувствует взрослый человек, случайно оказавшийся в детском саду и заставший сцену показательного наказания нашкодившего ребенка, готового пуститься в рёв, в исполнении рыхлой воспитательницей неопределяемого возраста . И все бы ничего. Зашел, увидел, понял, что ошибся дверью, и вышел. Но нет, нас вовлекают в происходящее, побуждают обвинять и сочувствовать  отождествлять себя с... с кем? С 6-ти летней девочкой, взявшей чужую куклу без спроса, которую ругают за это? "Товарищи! Я считаю что Петров совершил недопустимое! Наша коммуна считает, что Петрову нужно запретить какать в наш горшок! Кто за? Единогласно!". "Бульвар Сансет" захотели?, а вот н-на тебе "Весну на Заречной улице"! "Королеву бензоколонки" и "Девчат" на сдачу! 

Сюжет? Интрига? Конфликт? Метаморфозы героев? Ну был в начале фильма беспартийным - к концу стал партийным. Все развитие. Картина мира ребенка, что булевская математика - вкл.- выкл., хороший - плохой, добро - зло. Кино черно-белое не только формально, но и по сути. По содержанию. 
Кино-ребенок.

0_7325c_9376a499_L
(Я простая советская повариха которая срать-ебать хотела на эти ваши этикеты, контра недобитая. Говоришь в тумбочке у тебя пошуровала? А ну отлезь, гнида!Скажи спасибо что не насрала!)

70-80-е. Школьник подрос и начал участвовать в самодеятельности, которая уже хотя бы не выглядит как монолог "злого и страшного серого волка" из "Джентельменов удачи". Добротная "золотая середина" советского кино. Окончательно сформировавшаяся школа обладает всем необходимым для того, чтобы поставить производство кинолент на поток, соблюдая при этом минимальный процент брака. Это кино уже можно смотреть без спазмов отторжения. Сюжеты перестали быть похожи на пересказы народных сказок для самых маленьких, а уровень производимого в цехах "Мос-", "Лен-", и прочих "-фильмов" достиг такого уровня, что особо одаренных учеников решено было отпросить с уроков труда и домоводства, и отправить с показательными выступлениями в соседний район. И даже получить там "Оскара".
Кино-отрочество.

moskva-slezam-ne-verit
(Даже у такого кощунника, как я, не поворачивается язык писать всякие пакости под этой классикой).

"Перестроечное" кино. Мой любимый период. Во многом из-за того, что я сам уже был свидетелем событий, находивших свое отражение в кинолентах того времени. 

Фильмы-свидетели последних лет существования СССР - это иллюстрация поведения подростка, который долго и мучительно пытался доказать маме с папой что "он уже не ребенок", дождавшийся, наконец, момента когда уставшие, задерганные своими проблемами родителями (конец 80-х выдался очень насыщенными на события), наконец махнули рукой и выдали такое долгожданное, такое сладкое слуху: "Ой да, делай ты уже что хочешь!"

Режиссеры кинулись снимать все то, что скоро начнут называть "чернухой". Все, по их мнению, "запретное". Все, что хоть отдаленно, хоть сколько-нибудь несло на себе след от укусов Адама и Евы. Как охотничьи псы они бросились по следу, ведомые на запах Искушения: "Маленькая Вера", "Интердевочка", оказалось, что в СССР есть секс, и это не убогое тыканье, а болезненно красивая близость.  

Расцвет "подросткового" кино, у которого заколосился лобок, и которое с надрывом, который бывает только в 17 лет, пытается объяснить себя себе и миру. Что может быть большим воплощением кризиса самоидентификации одной шестой части суши, чем Авария-"дочь мента", или "курьер" Ваня? Кто еще передаст всю глубину отчаяния молодой России так, как это сделала Инга Ильм, вчера игравшая воплощение советской школьницы пионерку Машу Старцеву в "Приключениях Петрова и Васечкина", а сегодня раздевающаяся перед незнакомым парнем в грязном захламленном подвале безликой больницы в "Глазах". То, чтобы было невозможно представить вчера, стало обыденностью сегодня. Наконец-то "стало можно".
Кино-преданная-юность.

4d229f9ae8d5
(Как там у классиков, "Глаза - зеркало души"? Так, кажется? Что мы можем увидеть в глазах этой молодой девочки, которой еще "жить да жить"? Уверен, что даже сами создатели фильма "Глаза" не могли и подозревать тогда, в 1992-ом, насколько символичным стало их произведение. Миллионы молодых, которые не прочь ослепнуть, лишь бы не оборачиваться, не видеть, не смотреть. Много ли желаний уи двух молодых ребят? Просто любить и быть любимым. Непозволительная роскошь, проваливающаяся в расползающиеся на стыке эпох трещины . Скоро такие, как он, безлико-одинаковые в серых бушлатах, будут гореть на улицах Грозного. Скоро такие, как она, бесконечной вереницей покорных наложниц потянуться на Запад, туда, где "нормальная, человеческая" жизнь).  

Вдоволь набесившись на развалинах старого мира, подросток успокоился, пришел в себя, огляделся, и понял, что старого, грубоватого, но простого и понятного мира больше нет. Вернуться домой к родителям не получится. Не осталось ни дома, ни родителей. Впереди - пугающая неизвестность. Что снимать? Кого? Для кого? Задумавшись обо всем этом я на автомате подношу бокал к губам, но понимаю, что он пуст. Я ставлю его на стол. Стекло мягко прижимает картонный подстаканник. Мне пора идти. Вслед мне продолжают смотреть комбайнеры и немецкие рыцари, советские инженеры и первое поколение людей с паспортами "РФ". Я не оборачиваюсь, я не хочу читать в их глазах вопрос: "Ну, про нас то все уже ясно, а вот вы, кто вы такие?".

А кто мы? Чем себя проявим мы? Ведь у нас нет ни великой войны, ни великой депрессии. У нас - стабильность.  

вторник, 25 сентября 2012 г.



Ну что сказать? Вот мой скромный дебют на "Спутнике и Погроме": ссылка для пользователей ВК, ссылка для пользователей ФБ.

суббота, 22 сентября 2012 г.

Суббота. Похмелье. Королев


В пятницу нажрался, в субботу проболел, воскресенье - полноценный выходной.
Руслан Карандашов

Суббота. Десятый час. Окно моей комнаты густо закрашено чернилами сентябрьского вечера. Двор пронизывают худенькие лучи фонарей. Какая-то мертвая тишина. Но она не пугает, а успокаивает. Единственные доносящие до моего уха звуки - это тихий шепот автомобильной шины об асфальт где-то вдалеке. Я живу на самой окраине мира.  Окна моего дома выходят в поле и лес. А ясной ночью, такой как, например, сегодняшняя, мне посылают безэмоциональные сообщения огни взлетно-посадочной полосы аэропорта города Ижевск. Я не могу их расшифровать.

Голова уже перестала разрываться изнутри и ноющая боль во всем теле перестала быть фоном каждому моему движению. Три часа назад я даже смог скупо "позавтракать", а час назад нашел в себе силы принять ванну. Взаимодействие с окружающей реальностью перестало напоминать полет в космосе. В моей кружке разлит горячий чай, в моем теле разлито томление. У меня похмелье. 

В 2006 году я работал в одном из подразделений СпецСтроя России. У меня была производственная практика и я ремонтировал электро-двигатели. Окружение у меня было колоритное. Типаж "рабочий советский, ГОСТ №583-1П, одна штука". Люди были душевные, открытые, пьющие. Как любые другие у кого очень давно не было приличного заработка и кто смог с этим ужиться. Диогены в грязных робах и с утренним перегаром. Разумеется разговаривали мы не только о нюансах накладывания обмотки в пазы статора. Об одной истории мне и вспомнилось сегодня.

- Ты, Иван, иногда выпивай! Тебе без этого никуда, - неожиданно начал мастер. 
- Почему? - удивился я.
- Я тебе сейчас объясню! Вот смотри, ты же учишься сейчас, так? Станешь потом Человеком, не чета нам. Много думать будешь, правильно?
- Ну, да...- вяло промямлил я, не понимаю, к чему клонит мастер. 
- А много думать очень вредно! Конечно надо думать головой, это бесспорно, но нужно голове и отдыхать.А как она у тебя отдохнет? Это ладно вот мышцы твои, мускулы, покапал картошку - перестал. Поработал - отдохнул. А мыслительная деятельность она такая, понимаешь, непредсказуемая. Вот тебе кажется сидишь ты, не думаешь ни о чем. А внутри то у тебя мыслишки бегают-крутятся. Менделееву схема его вообще во сне приснилась, ты понимаешь? Во сне! Так и перегореть недолго! Знаешь такого ученого-изобретателя Королева?
- Конечно, - ответил я.
- Так вот он раз в месяц стабильно напивался! Вот просто в слюни! Не могу, говорит, по-другому, голову свою выключить. Только так - как обухом по макушке. Вот напьюсь до отключки - мозги хоть отдохнут маленько, успокоятся. Ну а потом дальше, снова кумекать сидеть.

Я сразу не поверил. Да и не могу сказать что верю сейчас. Не знаю. С одной стороны никак не вяжется в голове образ гениального конструктора с образом пятничного выпивошки. А с другой?..

У нас, пост-советских, есть одна беда. В детстве нам всем читали стихотворение "Что такое хорошо и что такое плохо?". Но нам не объясняли что такая градация черно/белого актуальна лишь для совсем малышей, чтобы привить им базовые представления о нормах поведения общества, членами которого они становятся. Такой вот инструмент социализации, актуальный лишь на определенном отрезке жизни и совершенно бесполезный и даже вредный на других. Но нам этого не объяснили.

И вот сегодня взрослый человек на полном серьезе и на серьезных щщах может полемизировать на тему "за мудаков/против мудаков", потому что "третьего не дано", а любая попытка абстрагироваться от темы, отвязать свое личностное "я" от предмета обсуждения, представить его (предмет) как абстракцию, по определению лишенную оценок, воспринимается как малодушничество и страх занять определенную позицию. И вот у нас получается Человек - либо святой, что и писать и какать то не способен, либо сразу отъявленный мерзавец, дегенерат и совратитель детей.

А что на самом деле? А на самом деле, человек - это всего лишь человек. Смертен и слаб. 


(Познавательная рубрика: "Вам не расскажут про это в детских книжках")

четверг, 20 сентября 2012 г.

Что дальше?


Pieter_Bruegel_d._Ä._025

Вот вы говорите "что дальше?". Народ в декабре (2011 г.) побузил - что дальше? Марши миллионов прошли - что дальше? Вот со смехом и грехом выбирают Координационный совет оппозиции - а что дальше? А я вам сейчас скажу что дальше.

Я был в декабре в Москве. Бегал от ОМОНа на Триумфальной. Шел, не зная чего ожидать, на Болотную. Я дышал тем наэлектризованным воздухом, в котором смешалось все: тревога, надежда, достоинство. Я никогда не видел раньше такого количества таких лиц. Таких глаз. Чистых и честных. Признаюсь, я думал что их, таких людей, уже и нет. Понимание того, что я оказался не прав, грело меня изнутри. Стоя плечом к плечу с этими людьми - с гражданами - я впервые за много лет ощутил почти забытое чувство. Чувство осмысленности. Осмысленности существования. В те дни ушло назад все наносное, все лишнее. Тысячи русских людей проснулись, разбуженные этим чувством. Упивались им. В нем купались. Но ничего не произошло.

В следующий раз я оказался в Москве в мае. Сразу с поезда я поехал на Чистые Пруды. Спустя полгода все было уже по-иному. Простые лица сменились манерными гримасами. Грубоватый в искренности русский мужик ушел. Присеменил вертлявый пидор. С хэштэгом. Чтобы самому исчерпать себя Балаган-Абаю хватило полторы недели. Остатки разогнали. И снова ничего не произошло. И не произойдет.

У каждого из нас есть шрам на левом плече. Маленький рубец прививки от оспы - напоминание о том, где мы родились. Гораздо более глубокий и опасный шрам советчины находится внутри нас. Кто-то через боль выдавливает из себя этот яд. Кто-то вполне с ним ужился. Но до сих пор, отравленные ложью классовых теорий, мы находимся в плену убеждения, что для победы нам нужно "поднимать народ". Что для того, чтобы покончить с Путиным в декабре нам не хватило 3-х человек - вот были бы они!!! На самом деле все не так.

"Народ" никогда и ничего не решал. Он не может этого сделать. Как субъект, как категория, он лишен такой возможности. Как вы себе это представляете? Вот толпа разгневанных горожан штурмует Кремль. Крысы дают по тапкам. Люди ликуют - Победа! Назавтра все проспались и протрезвели. А дальше что? Кто пойдет рассаживаться по кабинетам? Кто распределит должности? Кто чей подберет портфель? Как "народ", как ворвавшаяся в Кремль толпа сможет решить эти вопросы?

Это прозвучит горько, но это так. "Народ" никогда и ничего не решал самостоятельно. Толпу можно собрать и направить. Большего она сделать не сможет. Такой у нее жизненный цикл. Народную массу всегда подстрекали на бунт контр-элиты. Та часть социальной верхушки, у которой не было доступа к власти, но которая очень хотела его получить. Именно от действий контр-элит зависит успех всего предприятия. И если этой контр-элиты нет, то гудящая недовольная толпа может годами бродить вокруг Кремля, толкаясь и наступая друг другу на ноги. Но как только появится группа, сумеющая расположить к себе эту бесхозное скопище, опереться на него как на политическую базу своей легитимации: "Смотрите, уважаемые! Вот есть недовольные, и вот есть мы, и мы представляем их интересы! А ну-ка, давай-ка, уебывай отсюда!". Вот тогда "народ" и сможет сыграть свою роль - роль тарана, пробьющего ворота Кремля, роль саней, на которых во власть въедет новая правящая группировка.

Горящий Парламент в 93-ем защищали Макашов, Баркашов, Анпилов, Руцкой. Моральную оценку их действиям оставим на откуп ученым. Факт в том, что они были. Они опирались на народ и народ шел под пули останкинских снайперов. В 96-ом Рохлин, представитель армейской контр-элиты, полностью подготовил план государственного переворота, но был убит. Представитель экономической контр-элиты Ходорковский, скупил половину депутатов Государственной Думы и посадил на "зарплату" половину высшего генералитета, вот-вот готовый занять место человека, которого он уже успел прилюдно назвать "абсолютно некомпетентным". Но был арестован.

Определить контр-элиту достаточно просто - это люди, у которых есть деньги, связи и цели. И готовность делать очень высокие ставки ради достижения этих целей. Сегодня бесполезно играть в карты с шулером, строя какие-то смешные воздушные замки, упиваясь собственной значимостью, которую они читают в паре десяткой восторженных глаз городских сумашедших. Сегодня у нас нет контр-элит, способных взять себя самих за яйца и сказать - ребята, идем брать власть. Вместо этого у нас автор Фандорина, человек и лошадь, шахматист, и прочие радости. Озабоченные лишь тем, как подольше проторговать еблом и под каким предлогом отказать в регистрации Тесаку. Им не нужна власть. На самом деле они бояться ее, как побоялся в 96-ом Зюганов, победив на президентских выборах, но не решившись на открытое противостояние с Ельцинской Администрацией. А значит ходить и ходить ежику в этом сгущающемся тумане новейшей истории. Звать ежика - русский народ. "Привет, ежик, ты чей?", "Я ничей, у меня тут эта, равенство у меня, электронная демократия. Так победим". 

Вся человеческая история – это хронология подъемов, упадков и замещения элит. История, в которой «массам» отводится лишь роль своеобразного «орудия» для свержения старой, одряхлевшей элиты.

Что со всем этим делать? Спутник и Погром говорит о необходимости создания Русской Корпорации - структуры не политической, а идеолого-экономической, лояльность в которой обеспечивается конкретными экономическим интересами участников. По принципу организации финансово-промышленной замкнутой системы. Формирование политических и экономических элит при наличии такого финансового фундамента - дело пяти минут.

И судя по всему другого выбора не остается.

понедельник, 17 сентября 2012 г.



(ей известна ВСЯ ПРАВДА!)

Меня всегда умиляло поведение "правозащитников", всяческих "борцов с Системой" и прочих либеральных фашистов, отстаивающих право негров вырезать клиторы сомалийским девочкам.

Почему феминистки устраивают истерики в Нью-Йорке, а не в Кабуле? То есть не там, где это действительно актуально, а там где пизды не дадут?

Почему активисты ЛГБТ целуются на улицах Лондона, но не Багдада? То есть не там, где это действительно актуально, а там где пизды не дадут?

Почему все эти аккуратные, идеологически безупречные в своем гуманизме "всего хорошего против всего плохого", делающего мир "чуточку добрей", не занимаются своими делами там, где объект их претензий, где ПРОБЛЕМА, действительно имеет место быть?

Почему все эти сытые мальчики и девочки с хорошим образованием из приличных семей борются с Системой лишь там, где сама эта Система им это позволяет? Какова цена и какова ценность такой "борьбы"?

Все это напоминает затянувшийся переходный возраст, когда человек, решив свои насущные проблемы, задается вопросом: "А чем мне заняться еще? Кем мне побыть сегодня?"
Панком? - Не примут коллеги.
Религиозным фанатиком? - Не поймут родители.
Вступить в Ку-Клукс-Клан? - Обидится сосед. 
Точно! Пойду-ка я выступать в защиту вымирающей популяции Чунга-Юнга в Западно-Восточной Задне-Передней Азии!
Никто же не станет выступать против такого благородного порыва? Ведь правда же? 

"Изабель, посмотри, что там сегодня в трендах? Защита пупырчатых пятикрылок в джунглях Камбоджи? А кто это? И где это? А впрочем неважно, пойду посмотрю в гардеробе, есть ли у меня что-нибудь актуальное по этому поводу".

Что стоят все эти разговоры о "выходе за рамки", если сама возможность появления таких разговоров обусловлена свойствами этих самых "рамок"? Как вы думаете, много людей в Нигерии озабочено проблемами самоактуализации и стиля жизни после 30-ти, например?

Другие "рамки" инициируют другие разговоры.
Вы удивитесь, но девочка, выросшая в боливийской деревне даже не догадывается, что ее, оказывается "угнетают как женщину". Так станет ли она страдать от того, что не знакома с тезисами Розы Люксембург?
Так не стоит ли повернуть голову в сторону действительно имеющихся проблем?
Да, разговаривая о них вслух Вы рискуете получить порядочную порцию головной боли, ну так вот и решайте, чем Вы на самом деле хотите заниматься? И хотите ли на самом деле? 

четверг, 6 сентября 2012 г.

Неутешительные итоги


Итого, спустя 3 дня, можно подвести итоги этого мини-эксперимента, на проведение которого меня подтолкнула августовская медиа-провокация Энвиля Касимова. Итоги неутешительные.
Сегодняшние взрослые люди, которые водят автомобили, воспитывают детей, руководят фирмами, так и не ушли дальше своих предшественников, заряжавших воду перед телевизором. Там же тоже сказали: «Поставь банку. Заряди воду». Подвох? Скрытое целеполагание? Не, не слышал. Покажи дураку на небо – так он палец начнет обсуждать.
Я очень надеюсь, что те несколько «лайков», которые собрал этот пост – подтверждение тому, что хотя бы несколько человек смогли разглядеть в этой детской шутке иронию и сарказм.
Потому что когда взрослый состоявшийся человек воспринимает за лесть чернушный, сочащийся желчью цинизм, лишь слегка, «ради приличия», ретушированный под грубый, топорный «подкат», то это означает лишь то, что этот взрослый состоявшийся человек сам так и поступает, раз воспринимает такое поведение «за чистую монету». «Попался».
Могли бы уж не полениться и посмотреть, что «мальчик с каким-то неправильным мозгом» степень по политологии получает и вряд ли стал бы на полном, без вложенных подтекстов, серьезе называть либерализм «распущенностью».
Ну, давайте, оправдывайтесь, изобличайте. Ну?